В издательстве «Академия-XXI», 2016 г. вышла книга «Водонапорные башни России», это уникальное издание, выпущенное АО «МосводоканалНИИпроект» - старейшим институтом по проектированию объектов и исследованию проблем водного хозяйства страны, работающего в области проектирования с 1939 года. В книге множество цветных иллюстраций большего разнообразия водонапорных башен нашей огромной страны.
До сих пор в России не было ни одного издания, так глубоко отображающего эти незаурядные сооружения. Строительство водонапорных башен неразрывно связано с историей развития городов, поселений, железнодорожного транспорта. Авторы О.А. Балова и А.М. Седов проделали титаническую работу по сбору, обработке, систематизации, изучению материала. Данная книга – это многолетний труд и большого числа сотрудников института.
Первые водонапорные башни в России появились в 1630-70-х гг. За небольшое по историческим меркам время существования водонапорных башен менялись не только их архитектурные стили и технические решения, но даже определения. Первоначально на Руси их называли водовзводными башнями, так как воду поднимали (взводили) при помощи различных механизмов. Когда для заправки паровозов они появились при станциях на железных дорогах, то часто имели вид высокого, но в общем-то обыкновенного здания. Тогда их стали называть водоёмными зданиями. А те, что были попроще, и обслуживали небольшие поселки или дачные участки, часто называли водокачками. Но прочно утвердилось лишь определение – водонапорная башня. Были в истории сооружения башен периоды полного забвения, бурного роста, продолжавшегося до начала Первой мировой войны, затем опять были два десятилетия забвения, разрухи. После – восстановление промышленности и вновь возрождение башенного строительства. И, наконец, постепенное угасание. В настоящее время строящиеся водонапорные башни обслуживают в основном дачные и коттеджные поселки, сельские поселения.
Среди множества рассказов об этих уникальных сооружениях в книге есть иллюстрация и исторические справки о водонапорных башнях гг. Костромы (бывший железнодорожный вокзал на ул. Московской и на Покровской площади) и Неи. Башня на железнодорожной станции Нея – характерный пример обустройства малой станции на линии Вологда-Вятка. Станция относилась к низшему V разряду и была снабжена только самыми необходимыми постройками в упрощенных формах модерна, обеспечивающими движение поездов: небольшой вокзал, товарная платформа со складами, несколько жилых домов со службами и водоподъемное здание. Благодаря этой книге наша водонапорная башня стала известна широкой аудитории.
Кроме познавательных целей представляемое издание несет в себе и другую цель: обратить внимание читателей на судьбу многих исторических водонапорных башен, которые сейчас не выполняют свою первоначальную функцию и никак не используются. Многие из них находятся в плачевном состоянии, хотя являются объектами архитектурного, культурного и исторического наследия, в том числе и федерального значения. Авторы считают, что если мы осознаем себя как ответственное общество с глубокими историческими и культурными корнями, то должны изменить свое отношение к водонапорным башням и приложить усилия, чтобы эти удивительные инженерные сооружения еще долго приносили пользу и радовали нас своим совершенством и красотой.
Директор музея Т. Субботина
При написании статьи использовались материалы издания «Водонапорные башни России», директора «МосводоканалНИИпроект» М.А. Степанова, В. Пелевина «Водонапорная башня», «Памятники архитектуры Костромской области».