История

Нейский краеведческий музей был создан 10.06.1989 г. по Решению Нейского горисполкома. Здание для музея было построено в 1987–1989 гг. Здание строилось как двухквартирный дом для работников Нейского управления бытового обслуживания. Но так как в 1989 г. Нейский район отмечал юбилейную дату – 60-летие района (28 мая 1929 года), было решено к этой дате в только что построенном здании открыть краеведческий музей. 11 июня 1989 г. состоялось торжественное открытие Нейского краеведческого музея, который работал до 1 января 1990 г. на общественных началах.

Первым директором музея (1989-1990), собирателем и основателем будущих коллекций музея был Юрьев Альберт Афанасьевич (1931-2003) и Новожилов Иван Александрович (1921-2006), первый смотритель музея, участник Великой Отечественной войны, награжденный двумя орденами Кранной Звезды; Орденом Отечественной войны 1ст. , Медалью Жукова, "За оборону Сталинграда" и мн. др.

С 1.01.1990 г. музей вошел в состав Музея-заповедника "Ипатьевский монастырь", с 10.08.2005 г. Нейский филиал входил в состав Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, 02.07.2018 г. создано муниципальное казенное учреждение "Нейский краеведческий музей".

В фондах музея имеются коллекции: нумизматика, бонистика, фалеристика; фарфор, стекло, керамика; измерительные приборы и механизмы; бытовой и художественный металлы; фото; фоно; ткани; игрушки; живопись.

Наибольший интерес у посетителей музея вызывают предметы быта, фото, документы периода 1900-1960 гг. Особые эмоции вызывают документы и фото 1930-1950 гг., коллекции игрушек, самоваров, фарфора, стекла, керамики, часов, граммофонов-патефонов, нумизматики, колокольчиков, утюгов, предметов домашнего обихода, бляхи коновала, мода послевоенного времени.

 

Историческая справка

Самое раннее упоминание о поселениях на территории Нейской земли относится к 1502 - 1505 годам, когда Великий князь Московский Василий Иванович пожаловал дьяку Ивану Садыкову Старо - Покровскую волость, центром которой был погост Покровский на реке Нее.

Восточную часть Нейского района пересекал древний торговый тракт, проходивший через реку Унжу, с. Солтаново, д. Коткишево, Парфеньев, г. Галич, связывающий Сибирь и Казань с центром России. Этот тракт известен с 1553 года.

В одном из первых географических описаний Московского государства "Книге Большого чертежа" относящейся к первой четверти 17 века сказано: " А в Унжу - реку пала от Галича река Нея". Эти места до 1778 года входили в состав Галичского княжества, объединявшего территорию, на которой в этом же году по указу императрицы Екатерины II было образовано 7 уездов, в т.ч. Кологривский, в состав которого входила территория настоящего Нейского района.

Существует несколько вариантов происхождения названия города Неи. Наиболее достоверным представляется тот, в котором говорится, что предположительно эти места до 9 века населяли угро-финские племена, народность - меря. На угро-финском языке "Нея" означает "переплетенная река". "Я" - река, "Неи"- переплетенная, извилистая. Очевидно, племена меря называли речку извилистой - Нея, а славяне, появившиеся на этих землях в 9-10 веках, стали называть ее просто Нея. А от названия реки произошло и название селения. Река Нея, пересекающая район с севера на юг, в древности играла роль основного пути сообщения. По ней перевозили товары купцы.

Развитие торгово - производственных связей центра России с Сибирью и осложнившаяся к концу 19 века внешнеполитическая обстановка на Дальнем Востоке поставили вопрос о строительстве железной дороги, связывающей центр России с Сибирью.

Общее направление железной дороги совпало с древним торговым трактом. В 1903 году началось строительство и в 1906 г. был построен участок железной дороги Вологда - Вятка. Там появился полустанок Нея. Место для станции было выбрано в 2,5 км от реки Неи, этот выбор был продиктован топографическими условиями и градостроительными требованиями.

С пуском железной дороги открывались прекрасные перспективы для предпринимателей, так как дорога связывала большие лесные массивы со столицей и крупным портом Петербургом.

В 1904-05 гг. крупный лесопромышленник англичанин Оскар Стивени построил лесопильный завод. Из Англии доставили паровую машину в 5 лошадиных сил и локомобиль в 85 лошадиных сил. Это оборудование составило машинное отделение. В лесопильном цехе установили 4 пилорамы, 2 обрезных станка, а так же другие станки. Завод имел большую прибыль и рабочие не плохо зарабатывали. Но в 1911 году завод сгорел дотла. Стивени получил страховку, а остатки имущества продал купцу Барышеву, своему приказчику. Тот быстро всё восстановил и завод заработал. В том же году купец Базанов открывает свой завод. Станция Нея с самого своего рождения выделялась среди соседних, таких же, более чем скромных разъездов и полустанков. За год с неё отправлялось до 400 тысяч тонн грузов, в основном пиломатериалов. Довольно быстрыми темпами вокруг вырастал посёлок.

20 сентября 1926 г. поселок Нея Макарьевского уезда Иваново-Вознесенской губернии был отнесен к категории рабочих поселков.

Наш район как административное деление, был образован в 1929 году. Центром района числился поселок Нея. Территория района составляла 2,3 тыс. кв. км. В нем проживало население 27160 человек, в т.ч. 19590 человек в селе. С образованием Костромской области, 13 августа 1944 года, рабочий поселок Нея вошел в ее состав.

В 1958 г. Указом Президиума ВС РСФСР рабочий поселок Нея был преобразован в город областного подчинения. Район относится к числу лесных районов области.

Кроме лесного богатства Нейский район обладает и другими природными ресурсами. В районе имеются торфяные болота, месторождения горючих сланцев, битуминозных глин, северного колчедана. В почвенном отношении район делится на две части. В северной преобладают суглинки и супески, в южно – песчаные почвы и боровые пески.

В районе есть и памятники природы:

  1. Парк в центре города Неи.
  2. Парк на берегу реки Неи от военного городка до Риковского моста;
  3. Кауровские озера в пойме реки Неи Солтановского с/с с охранной зоной;
  4. Зона отдыха "Мыза" на берегу р. Номжа.

14 октября 1967 года в газете «Ленинская правда» была опубликована статья:

«11 октября была произведена закладка юбилейного парка культуры и отдыха. Будущий парк площадью 5 гектаров, заложен на окраине города, центральная улица его упирается в Вокзальную улицу. На посадку саженцев были приглашены передовые рабочие промышленных предприятий, учащиеся школы № 3, лучшие комсомольцы города, горожане заложили основу будущего парка, и этим вписали памятную дату в летопись пятилетки района».

На сегодняшний день этот парк расположен в центре города Нея. Парк служит местом отдыха для жителей Неи, в летнее время здесь проводят различные культурно –досуговые мероприятия.

Hhistorical reference. English version.

The earliest mention of the settlements on the territory of Neya land belongs to 1502 - 1505, when Grand Prince of Moscow Vasily Ivanovich came to the clerk Ivan Sadykova Old intercession parish, the center of which was the graveyard of the intercession on the river.

The Eastern part of Neya area was crossed by the ancient trade route, passing through the river Unzha, village Soltanovo, village Kotkishevo, Parfenye, ,Galich, that had connected Siberia and Kazan in Central Russia. This tract is known from 1553.

In one of the first geographical descriptions of the Moscow state "the Great Book of drawing" relating to the first quarter of the 17th century, it is said: " And in the Unzha river fell from Galich the river Neya". These places until 1778 were parts one of the Principality of Galich, that united territory, in which in the same year, by decree of Empress Catherine II were formed 7 counties, including Kologrivski, which included the territory of the present Neya district.

There are several variants of the origin of the city name. The most reliable seems to be the one which States that presumably these places until the 9th century were inhabited by Finno-Ugric tribes, nation - Merya. On Finno-Ugrian language "Neya" means "twisted river". "I" is the river, "Nei"- twisted, winding. Obviously, the tribes Merya called the river winding - Neya, and the Slavs appeared on these lands in the 9-10 th centuries, began to call it simply Neya. And the name of the river occurred the name of the village. The River Neya, which crosses the area from North to South, in ancient times served as the main means of communication. Merchants transported goods along it.

The development of trade and industrial relations of the centre of Russia with Siberia and complicated to the end of the 19th century foreign policy situation in the far East raised the question of building a railway connecting Central Russia with Siberia.

The General direction of the railroad coincided with the ancient trading route. In 1903, construction began. In 1906 was built railroad Vologda - Vyatka. There appeared the substation Neya. The location for the station was selected 2.5 km from the river Neya, this choice was dictated by topographic conditions and planning requirements.

With the launch of the railroad was opened great prospects for entrepreneurs, as the road was bound large forest tracts with capital and major port of St. Petersburg.

In 1904-05, big timber Englishman Oscar Steven built a sawmill. From England was brought a steam machine in 5 horsepower and the engine of 85 HP. This equipment was the engine room. In sawmill were set 4 sawmills, 2 pruned machine, as well as other machines. The plant had a large profit and workers earned not bad. But in 1911, the factory burned to the ground. Steven obtained insurance, and the remaining property was sold to a merchant Baryshev, who was foreman. He quickly recovered and factory began to work. In the same year the merchant Bazanov opened its plant. Station Neya since its inception, stood out among the neighboring as, more than a modest sidings and station. For the year it went up to 400 thousand tons of cargo, mostly timber. Quite rapidly grew around the village.

September 20, 1926, the village of Neya of Makariev district of Ivanovo-Voznesensk province was classified as workers ' settlements.

Our district as an administrative division, was formed in 1929. The center of the district was listed village of Neya. The territory of the district was 2.3 thousand square km. it lived population 27160 people, including 19590 people in the village. With the formation of the Kostroma region, 13 August 1944, working village Neya entered into its composition.

In 1958 by decree of the Presidium of the RSFSR Supreme Soviet labor camp Neya was transformed into a city of regional subordination. The area belongs to the forest areas.

In addition to forest resources the Neya district has other natural resources. In the area there are peat bogs, oil shale, bituminous clays, North pyrites. In soil, the area is divided into two parts. In the North by loam and spesci are dominated, in the South - sandy soil and borovye Sands.

In the area there are also monuments of nature:

  1. Park in the city centre of Neya.
  2. Park on the banks of the river Neya from the military camp to the Rikovski bridge;

3.Lakes Kaurowska of in the floodplain of Neya, not far from Soltanovo village with a buffer zone;

  1. Recreation area "Meza" on the river Nomzha.

October 14, 1967 in the newspaper "Leninskaya Pravda"was published an article:

«October 11 bookmark Park of culture and rest was produced. One Park more of 5 hectares, founded on the outskirts of the city, its main street it abuts on Voksalnaya street. On planting of seedlings were invited leading industry workers, pupils of school № 3, the best young people of Komsomol, the townspeople laid the Foundation for the future Park, and it has entered a memorable date in the chronicle five years».

Today this Park is located in the city centre of Neya. The Park serves as a place of recreation for residents of Neya, in summer it hosts various cultural and leisure activities.