Previous Next

Человек и флотоводец

Накануне 75-летия великой Победы мы с гордостью вспоминаем наших земляков -участников Великой Отечественной войны. Среди них – адмирал флота, герой Советского Союза Николай Иванович Смирнов.

На страницах нашей газеты мы уже знакомили нейчан с этим замечательным человеком. Его портрет и парадный мундир являются экспонатами Нейского краеведческого музея. А теперь память об адмирале хранится и в книге «Адмирал флота Смирнов. Человек и флотоводец», изданной к 100-летию со дня его рождения и преданной в музей сыном – Сергеем Николаевичем.

Автор книги – Александра Красногородская, журналист, заместитель главного редактора «Известий». Начиная повествование с детских лет Николая, родившегося в Кологривском уезде Костромской губернии, автор описывает жизнь и быт крестьян, подчеркивая, что в доме отца будущего героя была большая библиотека, и мальчик рано пристрастился к чтению. А поворотным моментом в судьбе Николая Ивановича стал переезд в Ленинград на учебу. В 1937 году студент градостроительного института Николай Смирнов был призван на флот, а уже в 1939 окончил Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Службу начал на Тихом океане на сторожевом корабле «Красный вымпел» командиром зенитной батареи.

Отдельная глава книги посвящена участию Николая Ивановича в Великой Отечественной войне.

«Знать, что враг рядом с Москвой, зажал в кольцо родной Ленинград, где друзья, школа, институт, училище, а быть в это время привязанным по службе к Владивостоку, на другом конце света, — об этом думать было просто невыносимо... Молодой подводник стремился в бой с немецко-фашистскими захватчиками, хотел внести свой реальный вклад в дело грядущей победы, — а в ней никто не сомневался!

Повлиять на решение о переводе на западный театр военных действий обычный моряк, разумеется, не мог. Как ни странно, помог молодой возраст, невысокое воинское звание и, как следствие, служба на не самой мощной подлодке.

Весной 1942-го молодой военнослужащий окончил специальный учебный класс для офицерского состава получил необходимые знания, чтобы перевестись из старпома с «Щуки» командиром на М-6. Литера в обозначении субмарины данного типа означает «малютка». Через полгода Смирнов получил в управление другую «М» под номером 115.

Во второй половине войны Государственный комитет обороны, намереваясь начать активные боевые действия у Балканского побережья, принял решение усилить Черноморский флот этими самыми «малютками». 12 мая 1944 года подлодку М-115 подняли на стенку завода № 202 во Владивостоке, погрузили на железнодорожный транспортер и отправили на ЧФ. Через месяц «посылка», которую сопровождал и сам командир, и команда, прибыла в Поти, где была зачислена в состав Черноморского флота, войдя в 4-й дивизион 2-й бригады подводных лодок. В представлении к благодарности сказано: «По прибытии корабля на Черное море экипаж под командованием старшего лейтенанта Смирнова быстро и высококвалифицированно произвел монтаж и ремонт ПЛ». Вскоре Николай Иванович принял боевое крещение. Одним из первых командиров он освоил метод бесперископных торпедных атак. Бесперископная атака, поясним, — это стрельба торпедами, основанная исключительно на данных гидроакустики. Проводилась такая атака для обеспечения скрытности — ведь раскрывшая свое местоположение подлодка резко теряла шансы вернуться домой. Однако долго повоевать не пришлось. На Балтике морская мощь фашистского рейха держалась вплоть до июня 1945-го. За один уничтоженный транспорт там можно было стать «личным врагом фюрера», как того добился легендарный подводник Маринеско.

На Черном море ситуация была иная. Италия, обладавшая в период войны достаточно серьезным флотом, капитулировала еще в сентябре 1943 года. Поэтому в 1944 году наши моряки зачищали Черное море в основном от сравнительно слабых в военно-техническом оснащении союзников Германии — Болгарии и Румынии, — немцев же больше волновали события на Балтике. Севастополь был освобожден 9 мая 1944 года, а осенью 1944-го боевые действия на черноморском театре практически прекратились.

В начале 1945-го все силы ЧФ были стянуты для обеспечения безопасности Ливадии, где в феврале проходила Ялтинская конференция. Здесь впервые пересеклись пути-дороги

Смирнова с будущим знаменитым главкомом советского ВМФ. Контр-адмирал Горшков на тот момент командовал черноморской надводной эскадрой. Будучи на семь лет старше Николая Ивановича, он успел много повоевать, оборонял Северный Кавказ, освобождал Крым, Белград, Будапешт — был там, куда смогла добраться дунайская флотилия. На карьерной лестнице Сергей Георгиевич всегда будет на несколько ступеней выше. Но  отношения между моряками и соратниками сразу сложились товарищеские.

В ноябре 1945 года Смирнов назначается командиром подводной лодки С-31. Эта субмарина считалась настоящей гордостью ЧФ. Спущенная на воду в 1940-м, во время войны она совершила более двадцати боевых походов и была награждена орденом Красного Знамени. Экипаж достался Смирнову героический. Впрочем, и он сам уже не был необстрелянным юнцом, впервые приехавшим во Владивосток. Уважение бывалых подводников Николаи завоевал сразу же: они отмечали, что командир, которому не исполнилось и тридцати, особое внимание уделял улучшению условий службы как внутри подлодки, так и на берегу. Хлопотал о своих парнях при первой удобной возможности перед начальством.

О том времени вспоминает вице-адмирал И.И. Тынянкин:

«В 1945-46 годах, будучи командиром ПЛ «С-31» (1 СК ДПЛ ЧФ), Н.И. Смирнов в ходе боевой подготовки настойчиво обосновывал перспективы бесперископных методов торпедных атак ПЛ. Для меня, молодого тогда лейтенанта — командира БЧ I-IV ПЛ «С-33», эта учеба многое открыла нового в возможности шумопеленгования для координатной оценки фоноцелевой обстановки и боевого использования торпедного оружия. Опыт этот способствовал развитию научного подхода к созданию будущих информационных средств для флота».

На воспоминаниях знавших Николая Ивановича людей строится и вторая часть книги, создавая портрет человека умного, доброго и светлого. «Был уникальным командующим, никого не боялся и мыслил широко», «Обращался к низшим чинам с какой-то подкупающей теплотой», «С головой бросался в любое дело, если поминал, что оно принесет пользу флоту» - вот некоторые заголовки – цитаты этой интересной и полезной книги.

Подготовила Светлана Рябова по материалам книги,
предоставленной Нейским краеведческим музеем.

________________________________________________________________________

Оригинал статьи вы можете прочитать на официальном сайте газеты «Нейские вести»

http://neya.smi44.ru/2020/05/07/chelovek-i-flotovodec/

 


Печать